«… Продай одежду свою и купи меч» (Лк., 22:36)
«А у мира час до полночи» (Гр.Об.)
Что такое православие? Казалось бы, каждый может ответить на этот вопрос – хотя бы в общих чертах. Однако на самом деле, «не всё так просто» - это звучит банально, но действительно – «не всё так просто».
Прежде всего, откуда пришло само слово «православие»? Официальная позиция церкви и верующих на этот счёт такова. «Православной» церковь называется потому, что «правильно славит» Бога, т.е. сохранила чистоту первоначального христианства, в отличие от католической, протестантской, и иных христианских церквей. Сам термин «православие» является русской калькой с греческого слова «orthodoxía», имеющего то же самое значение. То есть, термин «православие» имеет иноязычное происхождение.
Верно ли такое толкование? Давайте проведём аналогию. «Католический» - в переводе с греческого, значит «Всеобщий» (katholikí̱s). «Католическая церковь» значит «Всеобщая (Вселенская) церковь». В латынь, а затем и во все европейские языки слово «католический» вошло без перевода и без кальки (katholische Kirche – нем.; catholic church – англ., iglesia católica – исп., église catholique – фр., и т.д.). И в русском языке мы пользуемся иностранным словом для обозначения Западного христианства – по его самоназванию. И это логично, так как термин действительно пришлый. Равно как и основной массив церковной терминологии (включая названия обрядов, чины иерархии и т.д.), перешедший в русский язык из греческого, и оставшийся неизменным – без перевода и кальки – амвон, киот, епитимия, игумен, епископ и т.д.
Зачем тогда понадобилась русская калька «ортодоксии»? Почему Русская церковь не стала называться просто «Ортодоксальной церковью», как собственно, её и называют во всех европейских языках (Orthodox сhurch и т.д.)?
Официальная версия о происхождении слова «православие» явно не верна, или верна лишь наполовину. Скорее всего, имело место напластование нового смыслового значения («правильно славить») на уже бытовавший термин. Слово «православие» - не калька с греческого, оно – исконно-русское и употреблялось на Руси задолго до введения христианства. Каково же глубинное значение этого слова?
В системе мироздания древних русов существовало 3 яруса бытия – Навь, Явь и Правь.
Навь – это «нижний» мир, но отнюдь не упрощённый «ад», или «мир мёртвых». Это – мир потусторонний, некая загадочная область бытия, где в темноте и сырости витают странные, неуловимые образы-иллюзии. Мир видений, скитающихся душ, призраков. Безусловно, мир опасный, открытый для доступа сущностного зла, но в то же время – мир неосуществлённых или забытых платоновских «идей», которые можно «поймать» и «оживить», осуществить. В связи с этим бог Велес, связанный с нижним миром, являлся покровительством поэзии и творчества в самом широком смысле этого слова. Характеристика мира Нави сохранилась в нашем языке: навеять, повеяло, подвеянный – это всё оттуда.
Явь – это «срединный» мир («Мидгард», «Средиземье»). Его упрощённо толкуют как «мир людей», «мир живых». На самом деле, всё шире. Явь – это материальное пространство бытия, в котором обретает зримый облик, реализуется всё то, что в Нави, Прави (или между этими мирами, или ещё где-то) является лишь потенцией, «идеей». В «Мидгарде» происходит явление сущностей и идей. Здесь души обретают плоть, являются в Мір, чтобы выполнить тот или иной долг. На просторах «Средиземья» разворачивается бескомпромиссное противостояние радикально противоположных сил. А между ними, как стадо испуганных овец, мотаются те, кто ещё не сделал свой выбор. Не может, или боится, или не знает.
Правь – мир «верхний», небесный, горний. Но не упрощённый «рай», не место блаженства (то – Ирий (Вырий)). Правь – это чертоги света. Загадочное место. Всё из золотого сияния и живого огня. Сфера максимальной концентрации истины и блага, концентрация до предела невыносимого напряжения – дышать больно – до того чистый воздух. Зубы болят – до того ледяная вода. Однако приятно. Правь – это место силы, откуда приходят и куда уходят боги, пророки, святые и герои. Характеристика очень хорошо сохранилась в русском слове: правда, справедливость, праведный, правильный, право, православие.
Очевидно, что изначальное православие – это Прославление Прави. Оно же восхождение к Правде. Правду по миру искать? Что ж, пойдём с котомкой:
То не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это Кривда с Правдой соходилися,
Промежду собой бились-дрались,
Кривда Правду одолеть хочет.
Правда Кривду переспорила;
Правда пошла на небеса
К самому Христу, Царю Небесному,
А Кривда пошла у нас по всей земле…
(«Голубиная книга»)
Поиск правды уводит нас далеко – на самый край нашей плоской, как перевёрнутая сковорода, земли. И дальше. В связи с этим приобретают интересный смысл слова песни:
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи
Про моё кромешное последнее лето…
Шепчет зеркальце в ответ:
Спи спокойно, правды нет
Пусть теперь земля тебе
Окажется пеплом…
(«К.З.»)
Вывод таков: «православие» означает «Славить Правь». Очевидно, что в «теологии» и религиозной практике русского язычества сохранялся значительный пласт знаний, уходящий корнями в те времена, «когда мир был молод», и ещё не забыл Изначального Откровения. Этот древний, протохристианский пласт и назывался православием.
Итак, Русское Православие – это синтез двух громадных пластов: архаичного протохристианства (Древнего Откровения, частично сохранённого в русском язычестве) и новозаветного христианства (Нового Откровения, частично представленного в Восточной ромейской церкви).
Таково моё мнение по данному вопросу. И на этом условная «первая часть» статьи заканчивается. Начинается вторая. «Скорый поезд набирает ход», товарищи, как говорил крокодил Гена.
Благодати нет. Парадокс – у церкви в стране высокий общественный статус, возрастает количество верующих, строятся новые храмы, семинарии, церковно-приходские школы и т.д. – при этом уровень нравственности в обществе падает ниже плинтуса. Нет благодати. В стране преобладающая религия – христианство. При этом мораль в обществе – не христианская. Я скажу, какая мораль. Жидовская. Все христиане – обворовать, настучать, обосрать, продать-перепродать, подлизаться, втереться, прогибаться, по плечам, по головам живых и мёртвых – наверх. Туда, где, по Ильфу и Петрову, «брызжут светлые ключи гонорара под широколиственной сенью ведомственных журналов» - образно, конечно. Все христиане.
Нет благодати. Каждая разрисованная до страшного вида лица девка в слишком короткой юбке крестится на каждую церковь. Гламурные верующие. Не вытаскивая из ушей наушники с музыкой явно не духовного содержания, крестятся на мимо пролетающую церковь. Верующие в маршрутке. «…Крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством» («Закон Божий», 1987 г.).
Верующие в правительстве – коллективные моления светских чинов на каждом церковном празднике. Это не мешает им опускать до скотского состояния собственный народ и воровать, воровать, воровать. «Не кради» (одна из 10 заповедей).
Правители-христиане. «Власть от бога». Твою мать. Нет благодати. Хотя о её даровании ежедневно молятся сотни и тысячи длинноволосых людей в чёрном, с бородами и пивными животами – нет, не байкеры, как вы догадались. Нет благодати. Почему? Я отвечу на этот вопрос. Считается, что после крушения условного «коммунизма» идеологически в нашу страну пришло христианство. Нет. Пришёл сатанизм. Пришёл «патриарх», который благословлял и лобызался с Ельциным. Дымился расстрелянный из танков Белый Дом, ещё кровь патриотов с московских мостовых не смыли. Ещё Ельцин эту кровь со своих рук не смыл. А они уже лобызались. Они устраивали анафему Мавзолею и «плесени с липовым мёдом», который там внутри лежит – но они и не подумали сделать анафему режиму, при котором русский народ потерял больше, чем за всю революцию, гражданскую войну и все сталинские репрессии вместе взятые. Потерял материально, демографически, и особенно духовно – во много раз больше. Лобызались, сволочи. Лобызались с Алкашом, устраивали церковные службы на кровавые алкашеско-американские доллары.
Каков поп, таков и приход. От слова «верующие» меня тошнит. Гуманисты. Достаточно только выполнять определённое количество обрядов, не вникая в смысл, машинально, и нести деньги в кассу. И ты спасёшься. Прикинь. Можно просто работать, сколько надо часов в сутки; никого не убить, никого не обворовать; быть добрым (если не в душе, то хотя бы на языке); постигать мудрость восточных религий и глубокую философию Коэльо; параллельно ублажать грозного христианского бога… Это путь спасения души для верующего – конечно, не сказать, чтобы уж слишком лёгкий, но, в целом, терпимо, терпимо. Ради райского кайфа можно рискнуть. Рискнуть стоит, скажем прямо. Игра стоит свеч. Тем более что свечи не такие уж и дорогие. Не обуза для семейного бюджета…
А к чему вообще было всё вышеизложенное? Это – не более чем повод верующим подумать, есть ли в нашей стране христианство, а если нет – то что у нас вместо него. Это повод верующим (и вообще всем) подумать о себе самих. Ведь надо любить себя. Надо сохранять свои чувства и эмоции от малейшей встряски. Надо беречь свою тонкую душевную организацию. А тело – храм души. Надо его лелеять и оберегать… Тёплые!
«Я знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр., 3:15,16).
Но ты думаешь, что тебе зарезервировали место. Ты его уже купил. Купил как на базаре кусок колбасы. Ты думаешь, что есть такой поезд, который увозит в райские кущи, и тебе надо только купить билет. Ты как торгаш, подсуетился и купил по дешёвке билетик. И ты доволен. Ты спокоен, ты в тепле. В тёплом уютном купе. Но вот представь себе, - этот поезд перевернулся вверх ногами, подпрыгнул и грохнулся в ущелье, вдребезги. И ты выполз из-под обломков единственный живой – искалеченный и дрожащий. Твоё уродливое тело валяется непонятно где. А ты блуждаешь по бесконечному холодному, сырому ущелью, где отовсюду ползёт туман и мгла, а из каждой щели глядят недобрые глаза… Ты станешь мокрой травой, вязкой глиной, колючим кустом; ты станешь палой листвой, кряжистым древом, чёрным враном; станешь голодным псом, калачиком свернёшься. Станешь сытым человеком…
Ты ничему не научился, ты забыл свой голод. Ты забыл свой холод. Ты весь в суррогатах и побрякушках. Пустой звон – все твои слова и дела. Разумный homo. Верующий. Поторгуйся. Торгуйся до конца жизни. Череда компромиссов может быть бесконечной… Компромиссы с чем и с кем угодно. Компромиссы со всем подряд.
В этих компромиссах всё уже запуталось. Везде паутина и ниточки куколок-марионеток. И изредка из хаоса мелькают волосатые пальцы манипуляторов.
Мир как тотальная машина самопожирания. И ты здесь суетишься, бегаешь туда-сюда. Несчастный самоед.
Ненужное всё это дело. Неправильное, неправедное, несправедливое, неправославное… «А у мира час до полночи!» («Г.О.»).
Пока не поздно, надо уходить в партизаны. Бери мешок, сумку; лапти, сапоги; соль, спички; сухари и водку. И вали отсюда. И ещё не забудь – «Продай одежду свою и купи меч» (Лк., 22:36). Обоюдоострый, русский.
Но… кому всё это сказано? В одно ухо вошло – в другое вышло. Закон что дышло. Тёплые… Телесные и тёплые… Блинчики. Пончики. Айфончики.
Пётр Пересветов
|