Недавно сколь небезызвестный, столь и радикальный российский философ Александр
Дугин выпустил новый фундаментальный труд «Поп-культура и знаки времени».
Иначе как скандальными тексты, посвященные отечественному шоу-бизнесу, не
назовешь. Александр Гелиевич, словно играючи, препарирует смысловую подоплеку
популярных шлягеров, обнаруживает в кажущихся пустяковыми песенках бездны
разрушительного содержания. Наш корреспондент решила выяснить, с чего бы
философ вдруг решил заняться «эстрадными пустяками».
"Вечерняя Москва": Александр Гелиевич, после того как я
прочитала вашу книгу, у меня сложилось впечатление, что вы подшучиваете, даже
издеваетесь над читателями. Среднестатистический «потребитель» попсы не будет
задумываться над содержанием песенки «Муси-пуси». А вы задумываетесь, да еще и
находите в ней глубинные смыслы!
Александр Дугин: Комический эффект возникает не потому, что я хотел
над кем-то посмеяться. Дело в том, что человек, погруженный в поток банального
и мелкого, сам мельчает до такой степени, что переходит из состояния человека в
состояние получеловека, некоего призрака, сам становится элементом
бессмысленного эстрадного куплета. И вот эта утрата человеком своего
метафизического значения, своего достоинства – трагическая вещь. У французского
философа Рене Генона есть книга, которая называется «Царство количества
и знаки времени», где он описывает нашу цивилизацию как предапокалиптическую.
Название моей книги – это ссылка, аллюзия на
фундаментальный труд Генона. Это серьезная и даже страшная книга, из которой
следует, что мир заканчивается не через катастрофу – взрывы и какие-то ужасные
потрясения, а его отключают, как телевизор, он гаснет, как экран компьютера.
Современное общество, россияне – это постлюди, они утратили интеллектуальное и
духовное достоинство, они растворились в банальном. И фактически этот конец
света уже почти произошел: он происходит на наших глазах под веселую песенку Меладзе,
кривляние Киркорова, под морщины Пугачевой. И если где-то смешно
в этой книге, то это тяжелый, мрачный смех. Это смех в каком-то смысле даже
угрозы, смех глубокого уныния.
"Вечерняя Москва": В поле вашего зрения попадают эстрадные
исполнители – носители, как вы говорите, апокалиптической энергии.
Александр Дугин: Я бы назвал их носителями потрясающего,
фундаментального, головокружительного идиотизма, безвкусицы, бескультурия,
невежества и бездарности.
Обратите внимание на шансонье 30-х годов – такая простенькая культура
кабаре, но это совершенно другое. Это банальная простая культура – она не
претенциозна и поэтому не является столь зловещей. Парадокс нашей культуры в
том, что самые последние уроды и тяжелые придурки в лице продюсеров,
исполнителей, авторов и промоутеров претендуют на то, что они элита. В этом и
состоит процесс глобального переворачивания всех ценностей, когда такие люди
становятся на центральные позиции в обществе: они купаются в лучах славы, они
формируют вкус при том, что сами им не обладают. Бездарность и идиотизм
некоторых персонажей доходят до такой степени концентрации, что уже позволяют
интерпретировать себя в терминах демонологии.
Те, кто поглупее, наверное, сохранили еще человеческую банальность в обычных
размерах. А есть совсем «оторвавшиеся» – типа Кати Лель, мне кажется,
она принадлежит уже к следующей фазе. Я имею в виду песни «Мармеладный»,
«Муси-пуси» – это голос демонов, это голос с той стороны. Такие исполнители
становятся некими сосудами темных сил. А когда человек туда рвется, проходя
кастинги и «фабрики звезд», он вытравливает из своей души все, что в ней еще
остается человеческого. По телевизору можно видеть, как еще нейтральных юношей
и девушек постепенно превращают в недолюдей, полных жадности, тщеславия,
голода.
"Вечерняя Москва": Как относитесь к основополагающему
постулату нашего шоу-бизнеса: чем сексуальнее звезда, тем она успешнее?
Александр Дугин: Мы немного отстали с этим. Это было в 50–60-е годы.
Понятие эротизма в каждой эпохе меняется. Сейчас говорить о сексуальности очень
трудно, потому что сексуальность уходит вместе с эпохой модерна. В постмодерне,
во время которого мы живем, приходит и некая постсексуальность – когда половая
принадлежность начинает восприниматься как нечто вторичное, необязательное,
обременительное. Вместо Элвиса Пресли и Марлен Дитрих, которые
воплощали в себе как раз эротические архетипы культуры – абсолютный мужчина и
абсолютная женщина, сегодня эстрада полна не мужчинами и женщинами, а
извращенцами – трансвеститами, гомосексуалистами, людьми, которые утрачивают
свою половую специфику (а «секс» по-латыни – это «пол»). Обратите внимание: Моисеев,
Сердючка и совсем уже чудовище Песков… большое количество
лесбийских женских групп. На самом деле, мы проспали этот сексуальный момент: у
нас была эпоха реальной сексуальной притягательности – это сталинское время.
Когда на фоне тоталитарного общества на экраны выходили Орлова, Крючков
или Чирков, то люди замирали. Я не говорю про парады – это высшая
сублимация эротизма. Вместе со сталинским советским модерном наша эпоха
созидательно-утвердительного эротизма закончилась. Пришло поколение бесполых,
постсексуальных уродов, которые все заполонили. Это парад уродов.
"Вечерняя Москва": А, скажем, та же «ВИА Гра» – чем не
сексуальна?
Александр Дугин: «ВИА Гра» – это на самом деле оживление механических
кукол. Это резиновые, искусственные псевдоженщины. В них нет ничего того, что
делает женщину женщиной. Обыватель не до конца схватывает эту разницу, и есть
еще такие, которые воспринимают «ВИА Гру» как эротическое трио. Но те, кто
создает эти образы, все прекрасно понимают: они дефиминизируют то, что
показывают в клипах. На самом деле это искусственный звук, искусственный вид.
Каждая из этих картин – это постановочный кадр, участником которого может быть
кто угодно: женщина или просто манекен. Это некая последовательность движений
музея восковых фигур. Если раньше именно женщины были объектом подражания и
вдохновляли людей искусства, то сейчас наоборот – искусство создает женщин. Это
женщины, созданные из виртуальности. Они абсолютно стерильны. У них явно нет
того, что привязывает реальную женщину к внешнему миру, – так стоят в своих
стеклянных стаканах турецкие военные, охраняющие мавзолей Кемаля Ататюрка.
Участницы «ВИА Гры» явно живут в хлороформе.
"Вечерняя Москва": То есть сексуальных красавиц, которые
воспроизводят нечто вроде «трам-пампам», вы бы заменили на несимпатичных
женщин, поющих умные песни?
Александр Дугин: Я считаю, что «трам-пам-пам» «трам-пам-паму» рознь.
И поющая некрасивая женщина другой поющей некрасивой умной женщине тоже рознь.
Я считаю, что некрасивых женщин нет, особенно умная женщина не может быть
некрасивой. И кстати, я не считаю, что поющие «трам-пам-пам» – насквозь дуры.
Это формат дуры, и в этот формат женщина, которая гораздо многообразнее и
тоньше, жестоко загоняется.
"Вечерняя Москва": В своей книге вы упомянули о феномене Валерия
Леонтьева, но так и не раскрыли его.
Александр Дугин: Я думаю, что раскрыть его практически невозможно.
Потому что в Леонтьеве происходила мистерия разложения советского строя и
перевод его в постсоветский. Это был приговор – переход от пусть истрепанных,
разложившихся, но критериев советской культуры к ее смерти.
И вот эта смерть советской культуры сопряжена с судьбой лично Валерия
Леонтьева. Это как гнилое яблоко: вначале оно гниет, а потом из зеленого,
красного становится коричневым. Где начало этого загнивания? Леонтьев, мне
кажется, был стартом. Поэтому если его судьбу, биографию – что он любит есть,
пить, где он воспитывался, вырос, в какую школу ходил – изучить более
внимательно, мне кажется, было бы более понятно с точки зрения разгадки
мистерии: почему огромная страна с неплохим потенциалом в одночасье рухнула.
Все это написано в Леонтьеве. И пока он еще жив, журналистам, которые
занимаются метафизикой эстрады, предстоит расшифровать тайну Леонтьева. Это
дело моих последователей. Поэтому ответить сам на этот вопрос я не берусь.
"Вечерняя Москва": Как прокомментируете развод двух икон
нашего шоу-бизнеса – Пугачевой и Киркорова?
Александр Дугин: Что я могу сказать? Эти люди на самом-то деле давно
умерли, но лишь имитируют жизнь за счет всяких историй. Видимо, уже невозможно
привлечь внимание каким-то скандалом, изменами – это уже никого не интересует.
Эти отчаявшиеся люди привлекают внимание к себе уже какими-то патологическими
вещами. Мужья Пугачевой становятся все моложе и моложе, Киркоров продолжает
расти все выше и выше, – сейчас он уже не метр девяносто, а два десять. А
теперь появляется Галкин – юморист. Лишь бы держать внимание обывателей.
Поверьте, брак 50-летнего певца с 48-летней певицей никого не заинтересует. У
певца обязательно должна быть либо 70-летняя пассия, либо 13-летняя наложница.
Вот об этом будут верещать пресса и прочие. А лучше, чтобы этот человек был
того же пола, а еще лучше другой расы – африканец какой-нибудь, специально для
этого привезенный Киркорову. Вот этого еще месяца на три ажиотажа хватит…
Я думаю, что никакой Пугачевой уже не существует, это некий собирательный
образ коллективного стареющего советского подсознания. Образ, живущий
искусственными медийными ухищрениями.
"Вечерняя Москва": Вы считаете, что телевидение создает
свою реальность – показывает то, что хочет, и не показывает того, чего не
хочет. Дай вам волю, что бы вы «исключили» из телевидения?
Александр Дугин: Все! Я считаю, что людей, которые делают наше
телевидение, надо казнить. Они виноваты в преступлении над реальностью. Они,
конечно, могут найти себе оправдание, но это дело суда. Надо создать
телевидение, которое будет работать над идентичностью народа, которое должно
задавать серьезные вопросы и обсуждать их, которое должно образовывать людей, а
не разлагать их и сталкивать в помойную яму. Телевидение может быть
инструментом подъема человека из состояния опустившегося ублюдка, в котором он
пребывает сегодня, в состояние человеческого достоинства, а это без веры,
патриотизма, усилий и знаний невозможно. Я думаю, что большинство людей,
работающих на нашем телевидении, участвуют в преступлении, вколачивая в
человеческое сознание абсолютно разлагающие архетипы. Я считаю, что над этими
людьми надо устроить Нюрнбергский процесс.
"Вечерняя Москва": Телекритики сходятся во мнении, что
наиболее разлагающим элементом нашего ТВ является Петросян.
Александр Дугин: Я считаю, что пока он жив, у нас вообще ничего в
стране не будет. Это пик издевательства. Вы знаете, что уже церковь Петросяна
создана? Это уже то состояние человеческого падения, которое даже Пугачевыми не
измеряется. В категориях умопомешательства один Петросян, как один вольт или
ватт, которые тоже были названы фамилиями разных людей, равен 100 Пугачевым и
50 Антоновым. Человек, который его смотрит, подписывает стране смертный
приговор – ускоряет ее вырождение. Я думаю, речь идет о каком-то эксперименте –
кто вколотит самую глупую и самую несмешную шутку, тот получит приз в виде
«мерседеса». Конечно, чудовищнее Петросяна разве что эта особа в кожаных штанах
с совершенно безумным взглядом. Тут уже Катя Лель отдыхает.
"Вечерняя Москва": При всем при этом, согласитесь, мы стали
жить красивее. Как вы расшифруете распространенное нынче понятие «гламур»?
Александр Дугин: Мы стали жить уродливее. Мы превращаемся в уродов, в
косых, кривых, в безжизненных, но покрыты эти уроды, как китайские фрукты,
блестящей коркой – это и есть гламур. Задача гламура – освободить человека от
того, что связывает его со средой, что делает его индивидуальным, особенным,
реальным, живым. Гламур все превращает из естественного в искусственное. Я не
уверен, что мы стали жить красиво. Современные люди просто меняют свое качество
– переходят из реальности в виртуальность, из красоты – в гламур. Я бы рассматривал
гламур как антитезу красоты. Гламур – это концентрированная смерть.
Беседовала Светлана Федотова Источник: Арктогея
|