Мы не любим работать. Мы не хотим
работать. Мы вынуждены работать. Иначе мы умрём от голода и холода. Поэтому наш
девиз: «Где бы ни работать, лишь бы не работать». Мы хотим работать как можно
меньше – на грани допустимого минимума. Мы – тунеядцы. Мы – передовой отряд
нового ленивого коммунизма. Почему так вышло? Что заставляет нас с опаской
смотреть на пыточные инструменты труда: лопата, тачка с песком, шариковая
ручка, скрипящий станок, бледный монитор, поганая метла – эти, и многие другие
элементы технологии, созданной человеком для преобразования окружающей его
природной среды.
Для начала: никто ещё не доказал
полезность процесса труда. От работы болят руки, болит спина, болят ноги, болят
глаза, болит голова. От работы сильно устаёшь. От работы становится хреново. От
работы можно заболеть. От работы кони дохнут.
«Труд сделал из обезьяны человека»? Этого
ещё никто не доказал – теория эволюции Дарвина не выдерживает никакой критики.
Животное не может стать человеком – в принципе. Зато человек может стать
животным – если он будет много и тяжело работать. Если он будет работать от
зари до зари, а в промежутках – есть и спать – то он станет животным, потому
что его образ жизни будет аналогичен образу жизни животного.
«Труд облагораживает человека»? Этого тоже
никто не доказал. В сословных обществах труд считался уделом низших
(«неблагородных») сословий. Может быть, это не правильно – делить людей на
«благородных» и «неблагородных». Да, наверное, неправильно. Но раньше люди
думали именно так – отдадим дань уважения старине. И в любом случае – чем
больше человек работает – тем больше он звереет, становится злее,
раздражительнее и грубее – какое уж тут «облагораживание».
«Труд – способ самореализации человека в
обществе»? Но почему человек вообще должен себя реализовывать? Посмеем
предположить, что самореализация – это ложная цель. А самореализация в обществе
– цель ложная вдвойне. Почему так? «Познай себя» - гласит древняя мудрость. На
протяжении всей своей жизни современный человек занимается тем, что налепливает
на себя целые пласты социальных ролей – и получается человек-многослойный.
Человек-луковица. Пласты-кожурки нагромождаются друг на друга, переплетаются,
пожирают друг друга, прорастают один сквозь другой. Человек запутывается в
собственных кожурочных фальшивых «я»: «я студент», «я топ-менеджер», «я
писатель», «я творческая личность», «я умный», «я специалист», «я андеграунд»,
«я крутой анархист», «я сотрудник престижной фирмы» и т.д. Причём всё это
безумное нагромождение самореализаций может быть напластовано на одного
маленького человека – несчастного человека-луковицу. И как тут познать себя?
Какой слой познавать? Какой аспект – истинный? Аспект менеджера, анархиста,
умного или творческого? Чтобы познать себя в хаосе выдуманных самопровозглашённых
«я» - и при этом не запутаться и не сойти с ума – надо быть если не
«просветлённым», то, по крайней мере, неким сверхфилософом, которому всё
нипочём и море по колено – он может находиться во всех мнимых ипостасях, не
теряя при этом себя-первого. Себя-ребёнка. Себя-зародыша. А если мы не
просветлённые и не сверхфилософы? Тогда мы уходим с ложного пути
самореализации, с надменно-эгоистичного пути пустого «яканья». Мы проходим путь
обратный – великий исход к себе. Снимаем с себя лживые социальные роли – одну
за другой. Шажок за шажком – путь самопреодоления, преодоления собственных
разбросанных по ячейкам социума «я». Путь социальной деградации.
В связи с вышеизложенным, развеем миф о
благости карьерного роста и сопутствующего ему материального процветания. Чем
больше человек взрослеет, тем больше он втягивается в социум – это неизбежно.
Он втискивается в социум, и занимает там определённую нишу. Чем ниже эта ниша в
общественной пирамиде – тем меньше человек обременён социальными связями и
наносными фальшивыми «я». И это хорошо. А чем выше продвигается человек по
карьерной лестнице – тем больше он завязывается в системе
«управление-подчинение», тем больше он приобретает социальных ролей, тем больше
он становится тяжёлым, обременённым, грузным, комфортабельным. Допустим, да –
высококарьерный человек материально обеспечен значительно лучше. Это безусловно
– у него есть куча денег, хорошее жильё, он может кушать натуральную полезную
пищу, одевать брендовую одежду, ездить за границу, покупать любые вещи, какие
захочет – и не смотреть на цену. Но зато у него будут задолбанные мозги, он
будет нервный, у него будет страх, стресс, депрессии – множество
психологических и душевных проблем. При этом у высококарьерных и богатых людей
зачастую рождаются дебильные ущербные дети, которые и так несчастны, а им ещё и
не хватает внимания и воспитания. Так что карьерный рост и богатство всегда
вылезают боком. Поэтому нет никакого смысла тяжко работать – зачем идти через
трудовой ад, чтобы попасть в ад ещё более худший – мир богатого, но несчастного
человека?
Далее. Трудовая этика кровно чужда нам –
ленивым коммунистам. Она отсутствует в нашей национальной культуре. В наших
детских сказках есть два любимых героических типа. Первый – Иван-царевич. Он
ничего не достигал своим трудом, потому что у него и так всё есть – он царский
сын. Он – не унылый мудак-трудоголик, а лихой герой-воин, который идёт
напролом, крушит всё подряд и побеждает зло – это правильно и весело. Второй
геройский тип – Иван-дурак. Он также ничего не достигал трудом. Он лежит на
печи и рассуждает о смысле жизни. Он не спешит запрягаться в рабочее ярмо. Он –
не тупой раб, а сосредоточенный философ-стоик. Он понимает, что в этом мире
можно надеяться только на чудо. И чудо происходит – это хорошо и обнадёживающе.
А теперь представьте себе, что Иваны царевичи и дураки, вместо того, чтобы
бороться со злом, решили бы для начала обеспечить трудом свою жизнь –
достигнуть успехов в карьерном росте. Так вот, пока бы наши Иваны пахали в
поле, рубили дрова, стояли у станка, строчили статьи, топ-менеджеровали и т.д.
– то уже во всём мире победило бы зло. Как оно сейчас и происходит. Потому что
«трудовики» и «карьерники» оторвались от своих корней. А мы жаждем вернуться к
этим корням – мы, ленивые коммунисты.
«Работа» никогда не была
гордостью в нашей народной культуре. Версилов в «Подростке» у Достоевского
отлично об этом сказал: «… Ну, так
поверишь ли, друг мой, что наиболее любящих праздность, - это из трудящегося
вечно народа!
- Отдых, может быть, а не праздность.
- Нет, именно праздность, полное
ничегонеделание – в том идеал! Я знал одного вечного труженика, хоть и не из
народа; он был человек довольно развитой и мог обобщать. Он всю жизнь свою,
каждый день может быть, мечтал с засосом и умилением о полнейшей праздности,
так сказать доводя идеал до абсолюта – до бесконечной независимости, до вечной
свободы мечты и праздного созерцания. Так и было вплоть, пока не сломался
совсем на работе; починить нельзя было, умер в больнице. Я серьёзно иногда
готов заключить, что о наслаждениях труда выдумали праздные люди, разумеется,
из добродетельных».
Вот именно, в точку!
Гордость «работой» и общественным
положением – это протестантская пуританская идея. Даже нельзя сказать, что это
«западная» идея. Это идея капиталистического общества, которое зародилось в
недрах феодальной Европы, а потом взорвало эту Европу – и на сегодняшний день
покорило почти весь мир. Именно капитализм породил благоговейное отношение к
труду, частной собственности и общественному положению. По законам капитализма
живёт Европа и Америка – царство серых пиджаков, белых воротничков,
галстуков-удавок, обеспеченных пенсионеров-туристов, вежливых полицейских – и
прочего вонючего скотства.
Мы не воспринимаем эту идеологию. Мы не
протестанты и не европейцы. Мы не хотим влазить в узкие и сковывающие движения
импортные пиджаки. Эти тугие воротники и галстуки давят наши энергичные шеи, не
дают нормально полноценно дышать. Мы не хотим всю жизнь ползать и горбатиться в
ярме, дерьме и кредитах, под надзором вежливых полицейских – чтобы дожить до
суперпенсии и живым трупом отправиться в последний туристический круиз,
судорожно сжимая в высохшей дрожащей руке сверхфотоаппарат и маразматически
качая лысо-седой головой, с полуоткрытым ртом слушать экскурсовода, с трудом
понимая, о чём он говорит – из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера. Этот
пенсионный туризм полумертвецов – мы его не хотим. Мы хотим всё сейчас и сразу.
Или не хотим ничего. Мы хотим всё сжечь, разбить и раскидать. Мы, лодыри,
тунеядцы, отличники и двоечники; мы, ленивые коммунисты.
Так нежели труд совсем и никак не может
быть оправдан? О, нет – может! Если мы приносим пользу своей самой большой,
красивой и самой сильной в мире стране – тогда работать – это здорово! Тогда
здорово видеть плоды своего труда: толстые железные ракеты, которые нас
защищают от Европы, Америки и остального черномазого мира; стальные корабли и
одинокие паруса, которые несут наш лучший флаг во все концы моря и земли;
чистые улицы, которые мы подмели; вкусный хлеб, который мы спекли из нашего
зерна, которое мы вырастили на наших полях; воспитанные дети, которых мы
выучили в наших, построенных нами школах; дети, которые станут нормальными
людьми, и будут смотреть хорошие фильмы, которые мы сняли, и читать хорошие
умные книги, которые мы написали.
Такие результаты оправдывают труд.
Оправдывают как инструмент, но не как самоцель. Труд как самоцель оправдан быть
никак не может. А если результат труда – это еда для себя, питьё для себя,
жильё для себя, удовольствия для себя – а также обеспечение своим трудом в
сотни и тысячи раз более крутой еды, питья, жилья и удовольствия для жирного
урода-собственника, загребущей мегакорпорации, тупого чиновника, жадного
банкира… То такому труду нет оправдания.
Беги от работы. Избегай работы. Улынивай
от работы. Лопатой копай оружие на бывших полях сражений. В тачке катай детишек
по улицам. Ручкой рисуй цветочки и звёздочки в конспекте. Станок вывези и сдай
нафиг на металлолом. На компьютере не работай, а прокачивай тёмного эльфа до
80-го уровня (а лучше вообще забудь про него). Метлой не заметай, а играй в
Гарри Потера или в ведьму (в зависимости от пола).
Эх, Иваны-дураки и царевичи! Куда
подевались наши кольчуги и кафтаны, наши лапти и армяки, наши кони в яблоках и
тёплые печки, наши царевны-лягушки и жар-птицы? Кто вокруг нас? Что за чужие и
зацикленные люди? Что на нас одето? Что за дрянь? Галстук повяжи на голову – как
у Рэмбо или у древнерусского волхва. Сморкайся в пиджак и вытирай об него руки,
пока он не приобретёт неприличный вид – тогда можешь носить. Лёгким движением
руки преврати брюки в элегантные шорты. Порви рубашку на груди – так делали
предки, когда шли на смерть. Выбрось туфли вон – и иди босиком по росе.
«…И бежать по цветному полю
Босиком по траве холодной
По малахитово-лиловому лесу» (К.З.)
Мы – Иваны-дураки и царевичи. Мы не любим
работать. Мы любим отдыхать. Мы открыли суровый нетрудовой фронт. Мы –
бездельники, бесполезные и инфантильные весенние подростки. Мы – ленивые
коммунисты.
Ослик Иа
|